Techno Tun

$MoToTeH$
Часы
Меню сайта
Поиск
GPS
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Наш опрос
Вы Кулибин или Консерва
Всего ответов: 13
Мини-чат
Друзья сайта
Статистика

Народ: 2
Мусоров: 2
Байкеров: 0
Архив записей

15:45
Конструкция БАГГИ в СССР

Рама


На гоночных автомобилях рама не только базовый элемент всей конструкции, но и еще каркас безопасности, надежно защищающий водителя при столкновениях и опрокидывании.

Прежде чем браться за изготовление рамы, внимательно ознакомьтесь с конструкцией ее основных элементов, обозначенных на рисунке.

1 - задняя дуга безопасности; 2 - задний откос; 3 - кронштейн крепления заднего рычага; 4 - кронштейн крепления сиденья; 5 - втулка крепления рычага переключения передач; 6а - кронштейн крепления нижнего рычага передней подвески; 6б - кронштейн крепления верхнего рычага передней подвески; 7 - кронштейн крепления верхнего конца амортизатора передней подвески; 8 - пластина крепления рулевого механизма; 9 - кронштейн крепления рулевого вала.

Согласно размерам, приведенным на рисунках, заготовьте отрезки стальных цельнотянутых бесшовных труб наружным диаметром 20, 25, 30 и 35 мм и толщиной стенки 2 мм. Их длину надо предварительно определить по шаблонам. Чтобы места сгибов получились без гофр, трубы следует плотно набить песком, нагреть газовой горелкой или паяльной лампой и только потом гнуть. Каждая деталь подгоняется; по месту и слегка прихватывается сваркой. Эта промежуточная операция позволит оценить всю конструкцию в целом, и если возникнет необходимость, то исправить допущенные ошибки. Только после того, как убедитесь, что все детали рамы установлены правильно и впритык, можно приступать к окончательной сварке всей конструкции. Проследите, чтобы сварка элементов была качественной, с полной проваркой каждого шва по периметру. Во избежание деформации при сварочных работах пользуйтесь стапелем (жесткой рамой) и струбцинами.

Для обеспечения быстрой эвакуации автомобиля с трассы (согласно КиТТ) спереди и сзади к раме необходимо приварить буксировочные проушины диаметром 40 мм. Далее заготовьте втулки и кронштейны, но приваривать их к раме пока не нужно. Эту операцию выполните лишь после того, как будут изготовлены элементы переднего и заднего мостов и рулевого управления.

Передняя подвеска

Передний мост имеет независимую подвеску на двойных поперечных рычагах и упругих элементах, совмещенных с амортизаторами. Такая схема позволяет получить большой ход колеса по вертикали, что очень важно на кроссовых трассах.

1 - элемент крепления ступицы переднего колеса; 2 - колесо; 3 - амортизатор; 4 - тормозной шланг; 5 - верхний рычаг; 6а - кронштейн крепления нижнего рычага передней подвески; 6б - кронштейн крепления верхнего рычага передней подвески; 7 - корпус машины; 8 - нижний рычаг; 9 и 11 - элементы стойки переднего колеса; 10 - кронштейн крепления амортизатора; 12 - поворотная цапфа переднего колеса.

Для переднего моста вы можете использовать готовые узлы и детали от передней подвески мотоколяски СЗД. Ступицы, поворотные цапфы, тормозные барабаны и колеса, а также передние амортизаторы советуем взять от автомобиля «Запорожец» марки ЗАЗ-968. Все остальные детали переднего моста придется изготовить своими руками.

Верхний рычаг 5 (см. нижнюю деталь) можно изготовить из двух отрезков стальной трубы диаметром 20X2 мм. К левым концам приварите еще одни, короткие, отрезанные от той же трубы. Такая операция необходима, поскольку в них запрессовываются бронзовые втулки, служащие подшипниками. К правым, сходящимся концам рычага приварите стальную трубу диаметром 20 мм и толщиной стенки 3 мм и нарежьте в ней резьбу M16. С ее помощью можно будет регулировать развал колес.

Нижний рычаг 8 также изготавливается из двух отрезков труб диаметром 25X2 мм. К левым концам этих труб приварите короткие отрезки того же диаметра — в них также нужно запрессовать бронзовые втулки. Правые концы нижнего рычага соедините косынкой, как показано на рисунке. К верхней поверхности косынки приварите кронштейны 10 — к ним будут крепиться амортизаторы. Концы труб необходимо расплющить, а потом просверлить в них отверстия диаметром 10 мм для крепления к стойке 11.

Стойка переднего колеса 11 берется от мотоколяски СЗД. В нее вносятся следующие изменения. К верхней части стойки приварите кронштейн 9 из стального прутка диаметром 15 мм. Верхний конец прутка должен заканчиваться проушиной для крепления его к рычагу 5.

Амортизатор, как мы уже говорили выше, берется от автомобиля «Запорожец». К нему необходимо изготовить верхнее крепление и дополнительную опору под пружину. Саму пружину надо подобрать от тяжелых мотоциклов.

Задняя подвеска

Задний мост имеет независимую подвеску, выполненную на косых рычагах с упругими элементами, совмещенными с амортизаторами. Такая конструкция служит той же цели - позволяет получить большой ход колес по вертикали.

1 - элемент крепления колеса; 2 - колесо в сборе; 3 - амортизатор; 4 - нижняя часть заднего рычага; 5 - карданный вал; 6 - редуктор; 7 - верхняя часть заднего рычага; 8 - кронштейн крепления амортизатора; 9 - ось заднего колеса; 10 - фланец крепления ступицы заднего колеса и 11 - тормозной щит. Задний рычаг можно изготовить из стальных труб диаметром 36X2 мм и 20X2 мм. Обратите внимание: тонкие трубы для прочности усилены косынками - стальными пластинками толщиной 2 мм. К правой части рычага приварите фланец 10. Его придется выточить на токарном станке из стальной заготовки. На левом конце рычага приварите два коротких отрезка трубы диаметром 30X2 мм, в которые потом запрессуйте резиновые, а в них стальные распорные втулки. Чтобы избежать перекосов, сварку элементов рычага проводите в кондукторе.

Ось заднего колеса изготавливается из части вала от мотоколяски СЗД. Вилки возьмите от карданного вала привода рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130. Между собой эти детали соедините электросваркой. Амортизатор вместе с пружиной берется от автомобиля «Запорожец» марки ЗАЗ-963.

Кронштейн для крепления амортизатора изготовьте из стальной полосы толщиной 3 мм. Приварите его к рычагам. Фланцы верхнего крепления амортизатора с помощью коротких стальных труб диаметром 20х2 мм привариваются к раме только после установки рычагов в собранном виде.

Размещение двигателя

Сначала внимательно ознакомимся с этим узлом (см. рис. ниже). Вот его детали: 1 - подрамник, 2 и 9 - болты для крепления двигателя, 3 - болт для крепления подрамника к раме, 4 - кронштейн крепления подрамника, 5 - хомут, 6 - устройство для натяжения цепи, 7 - натяжной болт, 8 - резиновая втулка и 10 - элементы

Подрамник служит для крепления двигателя к раме автомобиля. Можно использовать его от мотоколяски СЗД, переделав под двигатель от серийного мотоцикла Иж-«Юпитер». Для этого понадобятся болты для крепления двигателя к раме, два хомута, устройство для натяжения цепи.

Готовый подрамник крепится к раме на резиновых втулках - они гасят вибрацию от двигателя.

Двигатель отделяется от места водителя огнестойкой перегородкой. Все отверстия для вывода электрических проводов, трубопроводов, деталей и узлов управления на нашем автомобиле выполнены минимальных размеров и в стороне от водителя.

Рулевое управление

На своей машине мы использовали рулевой механизм реечного типа от мотоколяски СЗД. Вы тоже можете им воспользоваться. Его следует разобрать и переделать, как показано на рисунке (см. ниже). Цифрами обозначены: 1 - рейка рулевого механизма, 2 - кронштейн крепления рулевого механизма, 3 - поворотный рычаг, 4 - рулевой шарнир, 5 - рулевая тяга, б - пластина крепления рулевого механизма, 7 - рулевой механизм, 8 - элемент крепления вала рулевого колеса, 9 - рулевое колесо, 10 - вал рулевого колеса, 11 - вал рулевого механизма.

С помощью кронштейна рулевой механизм болтами крепится к раме. Вал рулевого колеса изготовьте из стальной трубы диаметром 22 мм и соедините с валом рулевого механизма двумя болтами диаметром 6 мм. Для надежного крепления рулевого колеса на конце рулевого вала необходимо приварить фланец диаметром 68 мм.

Рулевое колесо проще всего изготовить из листа дюралюминия толщиной 1,5 мм. Но можно использовать и от карта.

Окончательная фиксация рулевого механизма на раме производится только после того, как вы убедитесь, что вертикальное перемещение колес не сопровождается их угловыми перемещениями. Советуем, если они появятся, изменить длину рулевых тяг, отрегулировать положение рулевого механизма и углы установки поворотных рычагов.

Система управления двигателем

Она состоит из рычагов и педалей. Рычаг переключения передачи 11 можно изготовить из стальной трубы диаметром 20 мм. Длину рычага и место установки его выберите по росту водителя. Рычаг соедините с двигателем тягой, выполненной из трубы диаметром 14 мм.

Рычаг включения реверса сделайте из стальной трубы диаметром 20 мм. Привод к рычагу переключения на редукторе в машине осуществляется стальным тросом диаметром 4 мм.

При движении автомобиля по трассе рычажок переключения фиксируется пружиной, что предотвращает самопроизвольное выключение редуктора.

Педали изготовьте из стальной трубы диаметром 12 мм и листовой стали толщиной 2 мм.

Окончательное крепление педалей к раме автомобиля производится только после установки сиденья и рулевого колеса, чтобы выбрать наиболее удобное их положение.

Система питания и выхлопа

Основные узлы системы питания и выхлопа представлены на рисунке: 1 - топливный бак, 2 - топливный насос, 3 - крепление топливного насоса, 4 - топливопровод, 5 - трос управления заслонкой карбюратора, 6 - карбюратор, 7 - крепление выхлопных труб, 8 - воздушный фильтр, 9 - крепление фильтра и 10 - выхлопные трубы.

Топливный бак установлен за сиденьем водителя. Топливо подается в карбюратор с помощью двух вакуумных топливных насосов. На двигателе нашего автомобиля мы установили карбюратор от чехословацкого кроссового мотоцикла «ЧЗ» с диаметром диффузора 36 мм. Чтобы соединить насосы с перепускными каналами двигателя, пришлось в стенке каналов просверлить отверстия, нарезать резьбу и ввернуть штуцера, как показано на рисунке. А сами насосы закрепить на раме автомобиля с помощью резиновой полосы.

Впускной патрубок - стандартный. Правда, проходное сечение его необходимо немного увеличить, расточив стенки напильником. После этой операции патрубок обязательно продуйте сжатым воздухом, чтобы удалить из него опилки. Воздушный фильтр можно взять от мотоцикла «ЧЗ», изготовив для него специальное крепление из дюралюминиевой заготовки.

Крепление фильтра и карбюратора к двигателю осуществляется через резиновые переходники. Топливопроводом может послужить хлорвиниловая или резиновая трубка с внутренним диаметром 4 или 5 мм. Выхлопные трубы желательно изготовить из листовой стали толщиной 0,8 мм. Но можно взять глушитель от мотоцикла - он меньше влияет на мощность двигателя. Важно, чтобы уровень шума был снижен до 100 дБ. Концевые части выхлопных труб располагаются на высоте не более 600 мм от поверхности земли и выступают за крайнюю точку автомобиля не более чем на 250 мм.

Система зажигания, светотехника

Цифрами обозначены: 1 — магнето, 2 и 3 - кронштейны крепления редуктора, 4 - приводная цепь, 5 - редуктор заднего моста, 6 - трубка подвода топлива к головкам цилиндров, 7 - свеча зажигания, 8 - трубка подвода воды и 9 - бак с водой. На двигателе Иж-«Юпитер» мы установили двухискровое магнето. Через резиновую муфту соединили его с коленчатым валом. Применение магнето обеспечивает надежность системы зажигания на всех режимах работы двигателя. Для остановки двигателя необходимо от низковольтной обмотки магнето и от массы вывести по изолированному проводу и подключить их к выключателю.

На нашей машине используются свечи зажигания марки ПАЛ-13-14.

Необходимое опережение зажигания задается в интервале 2,3-2,5 мм.

На нашем автомобиле согласно требованиям КиТТ установлены габаритные огни, стоп- и звуковые сигналы, питаемые от аккумулятора. Включение стоп-сигналов осуществляется (см. рис. выше) датчиком системы гидропривода тормозной системы. Габаритные огни включаются тумблером, а звуковой сигнал - кнопкой.

Система охлаждения

В системе охлаждения двигателя применена (см. рис. выше) подача небольшого количества воды самотеком по трубке 6 с отверстиями диаметром 0,5 мм из бака 9. А сам бак прикреплен к раме стяжными хомутами из стальной полосы толщиной 2 мм.

Редуктор заднего моста

Его можно взять от мотоколяски СЗД. Установите редуктор на кронштейнах 2 и 3 подрамника. Привод от двигателя на редуктор передается цепью 4, натяжение которой осуществляется натяжным устройством, как показано на рисунке (см. выше).

Наружные панели

Обшивка втомобиля изготовлена из листового дюралюминия толщиной 0,5-1 мм. Чтобы заготовки лучше прилегали к раме, советуем сначала вырезать шаблоны из плотной бумаги и подогнать по месту. Только после этой операции приступайте к изготовлению элементов обшивки. Заготовки вырезайте по разметке ножницами по металлу. Готовые элементы обшивки закрепите на раме винтами и гайками, как показано на рисунке: 1 - обшивка передней боковины, 2 - днище, 3 - передний щиток, 4 - передние крылья, 5 - кронштейн передних крыльев, 6 - крышка капота, 7 - крепление зеркала заднего вида, 8 - защитная сетка, 9 - верхний экран, 10 - номерной знак, 11 - заднее крыло, 12 - кронштейн заднего крыла, 13 - брызговик, 14 - боковой защитный отбойник, 15 - боковая обшивка, 16 - кронштейн переднего крыла и 17 - элемент обшивки.

С помощью ленточных хомутов на передней дуге установите защитную сетку. Размер ее ячейки 25X25 мм, а диаметр стальной проволоки 1 мм.

Кронштейн для крепления задних крыльев к раме изготавливается по месту из трубы диаметром 20 мм, а кронштейны для крепления передних крыльев из торсиона от переднего моста мотоколяски СЗД.

Крылья автомобиля можно изготовить из стального листа толщиной 1,5 мм и окантовать по периметру резиновым уплотнителем, который применяется для уплотнения дверных проемов на автомобиле ГАЗ-24. На кронштейны крепления задних крыльев установите дополнительно брызговики из листовой резины толщиной 5 мм. Нижние края брызговиков находятся не выше 200 мм от дороги и закрывают колеса по всей ширине. Боковые отбойники не выступают за пределы линий, соединяющих наружные стороны колес. Для крепления двух зеркал заднего вида необходимо изготовить кронштейны из стального прутка диаметром 10 мм.

После полной сборки обшивку автомобиля следует покрасить в яркие тона. На ней должны быть выполнены соответствующие надписи: стартовые номера, обозначение включения системы пожаротушения, выключатель зажигания, фамилия водителя, его группа крови и резус-фактор, а также эмблема или надпись, свидетельствующая о принадлежности к спортивному коллективу.

Тормозная система

1 - педаль тормоза, 2 - педаль газа, 3 - главный тормозной цилиндр, 4 - тройник, 5 - штуцер тормозного шланга, 6 - тормозной шланг, 7 - тормоз, 8 - бачок подпитки тормозной системы, 9 - кронштейн, 10 - привод стяжного тормоза, 11 - рычаг переключения передач, 12 - подголовник, 13 - ремни безопасности, 14 - тормозные трубки, 15 - сиденье, 16 - привод сцепления, 17 - привод управления заслонкой карбюратора, 18 - колесный тормозной цилиндр, 19 - устройство ограничения хода педали с возвратной пружиной, 20 - трос стояночного тормоза, 21 - ролик и 22 - тормозные колодки. Все узлы тормозной системы используются от мотоколяски СЗД, кроме передних тормозных шлангов, которые можно взять от автомобиля ГАЗ-53. Для большей надежности рекомендуем установить двухконтурную тормозную систему, используя в качестве главного тормозного цилиндра цилиндр от автомобиля «Москвич» или «Жигули». В этом случае в качестве стояночного тормоза можно будет использовать самостоятельный привод, действующий на педаль ножного тормоза. Для этой цели мы использовали привод ручного тормоза с фиксированными положениями от автомобиля ГАЗ-24. Если же система торможения будет выполнена не двухконтурной, то придется сделать самостоятельный механический привод для стояночного тормоза.

Покрышки колес должны отвечать КиТТ. Напомним, что они не должны иметь механических повреждений, а высота протектора превышать 3 мм.

Запрещается применение шин с рисунком, восстановленным по изношенному протектору. Как исключение разрешается применение шин, восстановленных методом наварки, только для покрышек задней оси. Также запрещается применять все средства противоскольжения (цепи, браслеты и шипы). Нельзя устанавливать покрышки от сельскохозяйственных машин и тракторов.

Сиденье водителя

Мы приспособили сиденье анатомического типа от карта. Хотя в принципе можно использовать любое другое. Главное, чтобы на раме сиденье было закреплено надежно.

Требованиями КиТТ предусмотрены ремни безопасности автомобильного типа с четырьмя точками крепления к раме. Сиденье на нашем автомобиле на уровне шлема водителя оборудовано подголовником. Он представляет собой пластину из дюралюминия толщиной 2 мм, обшитую поролоном и дерматином.

Состоит из огнетушителя и направляющих патрубков. Один направлен на двигатель, другой - на водителя. Огнетушитель с массой огнегасящего состава 3 кг установлен справа от водителя и имеет два рычага включения: один - доступный водителю, сидящему за рулем с пристегнутыми ремнями безопасности, другой - снаружи, на одной из главных предохранительных дуг. Крепится огнетушитель на раме с помощью хомутов из стальных лент. Место расположения рычага включения системы пожаротушения обозначено буквой Е в середине красного круга диаметром 150 мм.

Технические характеристики:

Двигатель Иж-«Юпитер», форсированный.

Рабочий объем цилиндров 347.6 см3,

Степень сжатия—10,5.

Максимальная мощность — 35 л.с. при 7000 об/мин

Зажигание от магнето КАТЭК—М—149.

Карбюратор Jikov 2936 С.

Максимальная скорость — 80 км/ч.

Масса — 250 кг.

Габаритные размеры: высота — 1280 мм, длина — 2500 мм, ширина 1380 мм.

База — 1950 мм, колея — 1200 мм, дорожный просвет — 250 мм. Радиус поворота — 2,5 м.

Ход передней подвески — 210 мм, задней — 200 мм.

Тормоза — гидравлические с приводом на 4 колеса.


 

Просмотров: 1338 | Добавил: Stas | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 6
6 Stas  
0
https://www.youtube.com/watch?v=qSMWEd54NcA


5 Stas  
0

4 Stas  
0
X. ПОМНИ О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И В РАБОТЕ, И НА ДОРОГЕ

В работе над своим творением придется осуществлять самые различные технологические операции. Некоторые небезопасны. На производстве есть специальная служба техники безопасности, а на домашнем «автозаводе» - только ты сам. Дисковая пила или абразивный резак могут и палец отхватить. Заточный станок - оставить без глаза, тяжелые агрегаты - придавить. А пожароопасность? Все это очень серьезно.

Не менее серьезны и элементы безопасности, необходимые в конструкции самоделки на случай дорожно-транспортного происшествия. Размещение бензобака, защита водителя и пассажиров конструкцией кузова от удара или при переворачивании машины - это вопросы так называемой пассивной безопасности. Но и такие факторы, как обзорность, тормоза, рулевое управление - тоже к безопасности имеют самое непосредственное отношение.

Учитывая жизненную важность этих вопросов, недостаточно держать их в уме. Сформулируй свои слабые места на бумаге. Найди в себе силы вовремя остеречься, если какие-то требования не выполняются, либо даже отказаться от схемы, компоновки или конструктивного решения, не обеспечивающих должной безопасности. В таком деле «авось» может плохо кончиться.

XI. «ЭПОКСИДКУ» УВАЖАЙ ДО ОПАСЕНИЯ...

Не все знают, что производство, где изделия выклеиваются из стеклоткани на эпоксидных смолах, относится к разряду особо вредных, и там обычно ведется специальный надзор за соблюдением техники безопасности: производственные участки оборудуются принудительной вытяжной вентиляцией, и приборы-автоматы с самописцами следят за содержанием в воздухе вредных и ядовитых газов.

Таких условий дома не создашь, да многие даже не подозревают об опасности тяжелых легочных заболеваний, вплоть до рака легких.

В то же время механические свойства некоторых аналогичных материалов - например, полиэфирных смол, не намного уступают коварной «эпоксидке». Вполне пригоден, кстати, и лак для паркета.

Со стеклотканью тоже надо быть осторожным, ибо мельчайшие частицы ее волокон внедряются в кожу рук и в дыхательные пути. Приемлемые заменители - хлопчатобумажные ткани, например, перкаль, брезент или достаточно прочная синтетика.

XII. ХУДЕТЬ НАДО НЕ ТОЛЬКО МОДНИЦАМ!

Уже в принципе самодельный автомобиль тяжелее покупного. Это неминуемо проявляется за счет того, что несущий кузов чересчур сложен для расчета на прочность. В автопромышленности отработка оптимального варианта дилеммы «прочность-легкость» производится экспериментально. Самодельщику это не по силам. Ему приходится либо разделять функции кузова и рамы (что ведет чуть ли не к удвоению массы этого комплекса), либо заведомо перетяжелять корпус. Уже по этой причине самодельный автомобиль будет на 20-30 % тяжелее аналогичного промышленного образца. Однако практика показывает, что если специально не следить за весом каждой детали, то самоделка оказывается в полтора раза (а порой и более!) тяжелее машины заводского изготовления аналогичного класса. А в этом - и повышенный расход горючего, и худшая динамика, и меньшая грузоподъемность, и...

П. ЗАК Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №6

3 Stas  
0
VIII. ЧЕТЫРЕ СТОЛПА АВТОКОНСТРУИРОВАНИЯ - КОНСТРУКЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, ГОТОВЫЕ УЗЛЫ, МАТЕРИАЛЫ

При создании любого узла можно, конечно, исходить из чисто конструктивных соображений: сделать его функциональным и прочным, минимальной массы и габаритов. И под эту конструкцию подбирать соответствующие технологию и материалы. Однако самодельщину в еще большей степени, чем конструктору автозавода, нужно предусмотреть возможность реализации своей задумки. Ведь он же сам себе отдел снабжения, сам себе технолог, рабочий. Поэтому критерий оптимальности конструкции у самодельщика особый.

Сложные в изготовлении детали не грех заимствовать. Например, пружины или рессоры подвески. А они сразу определят конструкцию всего узла. Можно во главу оптимизации поставить материал, который по какой-либо причине доступен. Например, для рамы машины очень выигрышны прямоугольные трубы.

«Четырехстолповая» устойчивость самодельщика - в гибкости использования того «столпа», который облегчает создание данного узла, перенося центр тяжести своей работы на самую сильную (в решении данной задачи) опору.

IX. ХОТЕТЬ - НЕ ДЕЛО; УМЕТЬ - ЧЕТВЕРТЬ ДЕЛА; МОЧЬ - ПОЛДЕЛА... НО ГЛАВНОЕ - ОБЛАДАТЬ ТАЛАНТОМ «ЗАВЕРШАТЕЛЯ»

Даже самое могучее желание - не сильнее неумелости. Но если слесарных навыков нет? Здесь два пути: попроще - собрать компанию, в которой специалисты дополняли бы друг друга. И потяжелее, но дающий тебе независимость, - обрести квалификацию, что лучше делать тоже под чьим-нибудь руководством или в компании.

Существует еще один фактор, не менее важный. Это - последовательность, характер, воля, заставляющие сделать над собой усилие, когда усталость, физическая и моральная, одолевает тебя. Сколько слабых духом бросили свое дело на полдороге... Но и какое удовлетворение дает преодоление временной слабости! Достигнув цели, ты получишь не только свой прямой результат, но и ощутишь радость победы над собой, и это, может быть, станет самой глазной наградой.

2 Stas  
0
V. ЧЕРТИ НЕ МНОГО И НЕ МАЛО, А ПО НЕОБХОДИМОСТИ!

Одну крайность среди самодельщиков (прежде всего - инженеров различных специальностей) составляют «чертежники». Они рисуют общие виды, потом - варианты, разрабатывают конструкции чуть ли не всех узлов и деталей. Как правило, за этим - страх браться за ножовку и дрель, молоток и зубило.

Другую крайность (это обычно гуманитарии и шоферы) составляют «тяпальщики». Поставят мосты - передний и задний, положат на них профили-лонжероны и начинают варить поперечины. Потом обнаруживается, что двигатель туда не компонуется... Переделывать по нескольку раз «тяпальщики» не стесняются. Завершив половину работы, оказываются подчас перед неразрешимой проблемой - задуманная машина не получается. Еще хуже, когда приходится уже готовую ходовую часть «одевать» в «парадное верхнее одеяние» - кузов, сработанный не по «фигуре»... Вряд ли такая машина понравится ГАИ.

Приемлема, как обычно, разумная середина. Компоновка в масштабе 1 : 5, общий вид (в трех проекциях), плазовый чертеж (желательно в натуральную величину) и объемная модель в том же масштабе - вот первый исходный минимум. Причем модель необходима здесь в той же степени, что и чертеж. Ограничиваться лишь общим видом (и компоновкой) неосмотрительно. При создании узлов все, что можно делать без чертежей, лучше делать по месту, при необходимости вырезая из картона шаблоны. Если без чертежей узлов не обойтись - выполняй их 1:1. Учти, что масштаб 1:2 - самый обманчивый, и привыкай обходиться лишь двумя - 1:5 и 1:1. Правда, общий вид можно рисовать и 1:10, и даже 1:20. Чертежи на детали есть смысл готовить, если только их придется где-то заказывать.

VI. И ДОМАШНЕМУ «АВТОЗАВОДУ» НУЖЕН ДИРЕКТОР!

Прежде всего «производству» необходимо подобрать помещение для работы над машиной: оно должно быть отдельным и... теплым - в холоде тоже не работа.

Не жалей денег на инструменты. Главными станками «автозавода» должны стать верстак с большими тисками и электродрель. Неплохим подспорьем будет и электрический абразивный резак. Не бери пример с тех, кто со строительства машины переключается на коллекционирование всевозможных приспособлений, создавая своего рода музей инструмента... Как только обнаружится, что нужный ключ проще купить в магазине, чем найти в своих закромах, это будет означать, что инструментальное хозяйство превзошло «критическую массу», и его пора безжалостно сокращать. Но действующий инструмент держи в готовности: это не работа, когда нужно зубило, а оно тупое, берешь сверло, а оно щербатое.

Основные материалы - как профильные, так и листовые - надо заготовить заранее. Можно, конечно, и по ходу дела позволить себе прервать работу, чтобы раздобыть какой-то специальный материал или крепеж, но все же лучше рабочее время на это не тратить. Надо ценить трудовой ритм, не отвлекаться на «затыкание дыр» из-за организационных неурядиц. Если работаешь не один, а вдвоем-втроем, это еще важнее, ибо подготовка к работе идет чаще индивидуально, а коллективные простои обходятся много дороже.

VII. МОДЕЛИРУЙ! МАКЕТИРУЙ!

Внешний вид машины - великое дело. И по общему виду отработать его не слишком просто. А ведь твой автомобиль будет двигаться рядом со «Спутниками» и «Тавриями», над которыми работали не только конструкторы, но и дизайнеры. И делали при этом десятки моделей, в том числе в натуральную величину! Поэтому совсем неплохо было бы последовать их примеру. Закончив свою модель, посмотри на нее строгим посторонним взглядом. Покажи сведущим людям. Сделай второй вариант, может быть, и третий. Ведь внешний вид, по существу, можно отработать только на этой стадии. Потом будет поздно.

Затем целесообразно взяться за макет в натуральную величину. В него можно вставлять готовые узлы, которые ты собираешься использовать: ходовую часть (подвески - переднюю и заднюю), двигатель с коробкой передач, рулевое управление, сиденье, переднее стекло и т. п. Кузов воспроизводится в дереве и картоне. Рейки имитируют профили, фанера и картон - облицовку. Макет необходим для уточнения взаимного расположения узлов, размещения водителя и пассажиров, проверки удобства посадки и высадки через двери, подходов к обслуживанию двигателя и ходовой части. И вообще позволяет зримо ощутить свое будущее творение.

Макетирование служит могучим средством и в создании отдельных узлов. Их предварительно воспроизводят в виде профильных шаблонов, продольного и поперечного. Может хватить и одного, достаточно характерного, для примерки.

1 Stas  
0
ДВЕНАДЦАТЬ ЗАПОВЕДЕЙ АВТОСАМОДЕЛЬЩИКА

Основное содержание взято из журнала "Моделист-Конструктор" №6 за 1986 год, однако с тех пор мы не сильно изменились! Статья актуальна как никогда, рекомендуется к прочтению теми, кто собирается строить автомобиль, да и для тех, кто в процессе постройки будет полезна.

I. СВЕРХЗАДАЧА - ПРЕЖДЕ ВСЕГО!

Обычно начинают с ближайшей цели: Хочу сделать «вот такую» машину! О своей сверхзадаче не задумываются. Ко она рано или поздно выявится сама, чаще всего - на полпути, когда уже много сделано...

Разобраться в себе поможет классификация «самодельщиков».

Упрощенец. Обычно исходит из распространенного заблуждения, что сделать дешевле, чем купить. Чем раньше он осознает, что это действительно заблуждение, тем меньше средств и усилий затратит напрасно. Особая категория упрощенцев - чаще малоквалифицированных, - пытается сделать «настоящий» автомобиль (то есть неотличимый от промышленного); чем раньше они поймут, что ни по пригожести, ни по потребительским качествам машины автозавод не превзойдешь, тем дешевле обойдется им это заблуждение.

Максималист. Так можно назвать тех, кто мечтает непременно поразить окружающих. Сделать такое, чтоб ни у кого... Престижную машину! Чтоб или по форме - суперспорт, или по содержанию - компьютерно-комплексно-автоматизированная. В крайнем случае хотя бы с убирающимися фарами, опускающимися стеклами, кондиционером и стереоцветомузыкальным центром!

Индивидуал. Это тот, для кого выпускаемые промышленностью машины не подходят, кому нужна машина специального назначения: вездеход или амфибия, самоходная дача, городская мотоколяска или джип-трактор.

Творитель. Это тот, кто не может не делать. Громадное удовлетворение получает он от самого процесса творчества. В пределе даже так: сделал, а ездить - ни к чему.

Так кто же ты? Не жалей себя в самоопределении. Это поможет тебе сэкономить свой труд и время.

II. ОЗАДАЧЬСЯ!

Наберись смелости и выплесни на бумагу основные характеристики своей мечты: назначение, вместимость и грузоподъемность, скорость, тип двигателя, компоновку, ходовую часть, габариты и вес. Проставь дату и отложи в недолгий ящик. Через недельку попробуй составить второй вариант. Третий... Седьмой...

При этом «выплескивать» рекомендуется, даже если поначалу нет ощущения, что готов к этому. Еще Д. И. Менделеев утверждал, что лучше любая гипотеза, чем никакая. Вместо ошибочной в конце концов появится другая, более правильная. Со временем проявится и ее ошибочность. Этот процесс бесконечный. Но каждая новая гипотеза, как правило, лучше предыдущей. И тут уж желаем разработчику здравого смысла, чтобы вовремя остановиться, ибо суть не в постоянном поиске, а в результате.

III. HE БЕРИ ТО, БЕЗ ЧЕГО МОЖНО ОБОЙТИСЬ

Что греха таить, чудеса всех увлекают. Но необыкновенными могут стать и такие основополагающие качества, как проходимость, вместимость или маневренность, либо второстепенные - например, автоматическое управление двигателем и коробкой передач, отоплением кузова или, скажем, дорожным просветом.

Не перегружай свой проект обилием «цацок», за ними может исчезнуть и основная концепция твоего автомобиля. Как только ощутишь признаки такой опасности, составь перечень того, что тебе хочется видеть в своем творении. А потом выпиши оттуда то, без чего никак не обойтись. Итогом этой работы должен стать проект транспортного средства, содержащего необходимый комплекс «чудес». Остальное раздели на две части. Найди в себе силы забыть навсегда большую часть, оставив лишь то, что можно сделать потом, во вторую очередь, после того, как созданный тобой агрегат поедет. Движущаяся машина поставит новые, пока еще неведомые проблемы. Учитывая их, ты составишь в очередности теперь уже более определенный (по степени их важности) перечень доработок. Вообще говоря, с сиденья завершенной машины все гораздо видней!

IV. ЕЩЕ РАЗ ПОДУМАЙ: ЕСЛИ МОЖЕШЬ НЕ ДЕЛАТЬ - НЕ ДЕЛАЙ!

Прежде чем браться за непосредственную работу над машиной, самое время еще раз прикинуть, стоит ли твое желание той гигантской работы, на которую ты себя обрекаешь. Да еще учти, сколько непредусмотренных огорчений ждет тебя на выбранном пути!.. А не лучше ли все же приобрести готовый автомобиль? Если тебе просто хочется повозиться с «железом», купи старенький «Москвич» или «Запорожец». Ну а если это не так, то от души желаем тебе успеха и мужества, ибо ты теперь вступаешь в вольное братство самодельщиков.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz