Работа систем карбюратора: холостого хода (слева) и главной дозирующей (справа).
Всем хорош Mikuni для «Иж-ПС» - мотоцикл с ним едет хорошо и бензина расходует мало. Единственный недостаток карбюратора - возникает провал в момент, когда дроссельная заслонка лишь немного приоткрывается. И, как назло, на трассе этот режим возникает на скорости 80-100 км/ч. Чуть сбросил газ, снова добавил - и мотор звонкой детонацией сигнализирует о переобеднении смеси. Если долго ехать в таком режиме, случается, прогорает поршень. Можно сколько угодно крутить винт качества смеси на холостом ходу и двигать вверх-вниз иглу в дроссельном золотнике - простой регулировкой карбюратора этот дефект не устранить. Если уменьшить опережение зажигания, может быть, и избавишься от детонации, но тогда снизится мощность мотора...
Когда двигатель работает на холостом ходу, воздух с большой скоростью проходит сквозь узкую щель между кромкой золотника и стенкой смесительной камеры. Его скорость и соответственно разрежение в зоне распылителя - минимальные. Значит, топливо поступает в двигатель только из системы холостого хода. Когда дроссель поднят на четверть хода и выше, скорости воздушного потока достаточно, чтобы высасывать топливо из распылителя. Его количество определяет зазор между иглой и распылителем. А в последней четверти хода дросселя за подачу топлива отвечает только жиклер главной дозирующей системы.
А что регулирует состав смеси в первой четверти? Оказывается, все зависит от формы золотника. Точнее, от высоты выреза в его кромке, что со стороны воздушного фильтра. Если вырез мал, при незначительном подъеме золотника скорости потоков воздуха под обеими его кромками будут близкими по величине, а значит, возле распылителя раньше возникнет разрежение, достаточное, чтобы через него стало поступать топливо - смесь начнет обогащаться пораньше, чем нужно. При слишком большом вырезе - наоборот... Так вот, почему-то у этого Mikuni вырез слишком большой - отсюда и «провал». Система холостого хода уже не в состоянии обеспечить топливом двигатель, а главная дозирующая система еще не подключилась к работе. Отсюда обедненность и детонация.
У карбюратора Mikuni есть такое положение золотника, когда система холостого хода уже не подает топливо, а ГД еще не включилась в работу (на рисунке слева). Болт в золотнике (1 на рисунке справа и на фото) создает дополнительное разрежение в зоне дозирующей иглы, ГД начинает работать при меньшем подъеме золотника; на рисунке слева показан излишне большой вырез золотника (2), из-за чего двигатель беднит на переходных режимах.
Казалось бы, чего проще: измени величину выреза в нужную сторону - и все станет на свои места. Но это просто сделать, если вырез мал - золотник можно подпилить. Так мне удалось наладить работу Jikova от кроссового CZ («Взбодрим «старичка» «Мото» № 2-2005 г.). Но как ты нарастишь золотник Mikuni? Я долго ломал голову, пока не мелькнула отчаянная мысль: а ведь можно увеличить разрежение в зоне распылителя другим способом! Например, установив какую-нибудь шторку перед иглой.
Сердце кровью обливалось, когда сверлил отверстие в золотнике рядом с дозирующей иглой со стороны воздушного фильтра. Нарезал в нем резьбу М5 и вкрутил болт. И помогло! Он создал сопротивление воздушному потоку, за ним возникло разрежение - и пошел дополнительный бензин! Вкручивая-выкручивая болт, подобрал такое положение, чтобы и провал исчез, и расход топлива остался почти таким же, как до переделки.
|