При вращении маховика с магнитами в катушке L1 индуцируется переменный ток напряжением около 400 В. Его выпрямляют диоды VD1, VD2. Пульсирующее напряжение заряжает конденсатор С1. В определенный момент периода вращения маховика в датчике L2 появляется импульс тока, который, пройдя через диод VD3, открывает тиристор VS1. В результате через первичную обмотку катушки зажигания Т1 протекает разрядный импульс тока конденсатора С1, а во вторичной - возникает импульс высокого напряжения, вызывающий искровой разряд в запальной свече в цилиндре двигателя.
Экспериментами установлено, что тиристоры КУ202Н устойчиво работают в зимних условиях при температуре вплоть до -40 °С. Стабилитрон Д815А можно заменить на Д815Б или Д815В. Диоды - любые из серии КД105 или другие на прямой ток и обратное напряжение не менее 100 мА и 400 В соответственно.
Заменить конденсатор С1, то вместо него подойдет любой бумажный или пленочный емкостью 1-2 мкФ на напряжение не менее 600 В.
Глушить двигатель мотоцикла разрывом цепи провода идущего на управляющий электрод тиристора VS1. Конденсатор С1 при таком глушении остаётся заряженным и обеспечит быстрый запуск.
Катушки не горят по сравнению с варварским СТОПом на массу!
Но в схемах выше не нарисован диод для быстрого заряда конденсатора. Диод шунтирует первичную обмотку катушки зажигания и гасит ЭДС самоиндукции.
Есть схема с мостовой схемой выпрямителя и добавочным сопротивлением в цепи питания с стабилитронами.
Главная задача сбалансировать сопротивление высоковольтной цепи. В которую входят провод (желательно нулевой), наконечник и свеча с резистором.
На наконечнике свечном установить сопротивление 5 К Ом если свечи без сопротивления.
СЭ-14 состоит из :
1.Корпус карбалитовый.
2.Резистор 10КОм.
3.Пружина зажима контакта свечи.
4.Контактная втулка.
5.Пружина резистора.
Если свечи с сопротивлением, желательно в наконечнике свечном сопротивление 2 уменьшить в 2 раза и выставить зазор свечных электродов 0.8 мм.
Советские наконечники на высоковольтный провод содержит «системное сопротивление», резистор 10КОм. Он там включен, чтобы подавлять электромагнитные помехи, создаваемые системой зажигания. Но, во-первых, современные приборы не так уж и чувствительны к помехам, и во-вторых, на преодоление сопротивления уходит энергия, и «искра слабее».
Активное сопротивление в цепи катушки зажигания подавляет резонансные процессы и оберегает провода идущие на свечи зажигания и саму катушку от пробоя.
Провода нулевого сопротивления идущих на свечи зажигания применять можно, но в наконечники свечей надо поместить сопротивление 5КОм и свечи с сопротивлением 5КОм.
Идеальным считается сопротивление 5-10КОм при зазоре в свечах 0.8 мм.
Так что общая рекомендация — заменить сопротивление. Для этого захватываем «утконосами» винт, который ввинчивается в середину провода, и выкручиваем его. Можно ВД-40 предварительно залить. Затем вынимаем резистор (чёрный цилиндрик) 10КОм, и заменяем двумя МЛТ -1 резисторами по 2КОм,предварительно высверлив полость сверлом диаметром 6мм до дырки в контактной втулке.Сопротивления МЛТ-1 делаются в виде бочёнков и очищаются от краски напильником. Заходят они в полость идеально и прижимной пружины не требуется.
Сопротивление катушки зажигания motoplat 6КОм, резисторы в наконечнике 4КОм, общее в сумме 10КОм, свеча 4х электродная с резистором 5КОм. В итоге 15КОм.
До этого было катушка 6КОм + резистор в наконечнике 10КОм и свеча СССР без резистора. В итоге 16КОм. Системное сопротивление не нарушено и схема рабочая.
Ток протекающий в цепи катушки зажигания системный Is=Uz/Rs. Is=20КВ/16КОм=1.25А. Is=20КВ/15КОм=1.33А (свеча R=5KOм). Is=20КВ/12КОм=1.66А (свеча R=2KOм).
Надо учесть, что системный ток максимальный и кратковременный, а напряжение Uz вызывает искру на электродах, после чего напряжение и ток уменьшаются.
Горение дуги происходит при напряжении 1-2КВ течении 2.39 миллисекунды. Пробой произошёл при напряжении 9.2КВ и остаточное напряжение после разряда 742В.
При горении искры на электродах свечных, напряжение конденсатора падает с 170В до 40В и проявляет крайнюю нестабильность колебательных процессов вызывая радиоизлучения автошок.
Катушка зажигания накопив магнитную энергию проявляет явление самоиндукции и наводит ЭДС самоиндукции. В конце разряда искры ток поддерживает ЭДС самоиндукции и образуется импульсный переменный ток высокой частоты, как в Тр.Тесла.
Системное сопротивление увеличивает значение остаточного напряжения на вторичной обмотке до 1КВ и величину пробоя до 10КВ, что приводит к выравниванию перепадов напряжения во время горения искры и её отбоя.
Рис. Осциллограмма первичной обмотки. Рис. Осциллограмма вторичной обмотки.
Решена проблема применения трёх и четырёх электродных свечей зажигания, которые делают с встроенным резистором. Если Вы купили горячую свечу по калильному числу, то переделать на холодную можно, нагреть на электрической плите свечу и залейте оловом изолятор в зазоре с корпусом. Или залить медную пасту Т-2000.
Сопротивление во вторичной искровой обмотке зажигания создаёт баланс встречных магнитных потоков размагничивающих сердечник катушки увеличивая его КПД. Когда конденсатор через открытый тиристор разряжается на первичную катушку создавая магнитный поток в сердечнике магнитопровода, намагничивает его и во вторичной обмотке растёт ЭДС взаимоиндукции до 10кВ, после чего происходит пробой на электродах свечи зажигания. Магнитный поток вторичной обмотки, размагничивает встречным магнитным полем намагниченный сердечник током первичной обмотки, но сопротивление 6-10 кОм ограничивает ток ЭДС самоиндукции, и не позволяет перемагнитить магнитопровод сердечника переполюсовав его и быть готовым намагнититься снова.
|